Печать

Высыхающие жирные масла

вкл. .

Высыхающие жирные масла получаются главным образом выжиманием семян льна и мака. Семена, подвергающиеся выжиманию, нагреваются до известной температуры  или же выжимаются холодными. Масла, получаемые горячим прессованием, т.е. с нагреванием "мязги" (измельченных семян), приобретают более тем­ную окраску и содержат в себе большое количество посторон­них примесей. Масла же, выжатые холодным способом, значи­тельно светлее и содержат меньшее количество их. К посторон­ним веществам, встречающимся в свежевыжатых маслах, относятся: слизь, крахмалистые и белковые вещества, соли неорганического происхождения, красящие начала, целлуло­за и пр. Все названные примеси в масле ухудшают его состав, пор­тят его цвет, способствуют его прогорканию и замедляют его высыхание. Масла в чистом виде не имеют ни вкуса, ни запаха и не способны подвергаться порче.

Для целей живописи наи­более пригодными поэтому являются масла, выжатые холодным прессованием и притом из сухих семян. На практике, однако, чаще применяется прессование с нагреванием мязги. При дли­тельном отстаивании масел посторонние примеси, заключаю­щиеся в них, оседают на дно сосуда, и масла становятся сво­бодными от них. Таким образом, качество масел с годами улуч­шается.

Высыхающие жирные масла способны обращаться при соприкосновении с воздухом в твердые вещества, притом в до­статочно короткий промежуток времени, почему они и приме­няются с давних пор для целей живешиси и окраски; что касается сущности названного явления, то научное объяснение его началось лишь в позднейшее время.

Процесс высыхания растительных жирных масел, таким образом, значительно отличается от высыхания клеевых растворов или спиртовых лаков, где сущность процесса затвердевания заключается лишь в испарении воды и спирта и представляет собой очень сложный процесс, в котором принимают уча­щие и химические  и  физические явления.

Затвердевание жирных масел сопровождается, с одной стороны, образованном летучих элементов, присутствие которых в воздухе, где находится свежая масляная   краска,  узнается п характерному запаху некоторых из них, хорошо знакомому каждому художнику, с другой - увеличением объема, а также веса масел.
В первом периоде затвердевания масла прибыль в весе пре­вышает потерю, в дальнейшем же длительном периоде происхо­дит лишь уменьшение ьеса и объема его, вследствие чего высох­ший слой масла подвергается сжиманию и натяжению, Под влиянием которых и происходит образование трещин в слоях масляной   живописи.
При затвердевании масел и масляных красок на поверхности их образуется пленка, которая с трудом пропускает воздух, по­чему процесс сквозного просыхания слоя задерживается на дол­гое  время.
Масляная краска во всех условиях просыхает лучше в глу­бине ее слоя, чем слой одного масла, причем многие из красок энергично содействуют процессу затвердевания масел, например краски свинцового  происхождения.
Высыхание масла и масляных красок представляет весьма длительный  процесс.

Три момента высыхания масла и масляных красок
1. подсыхание масла, при котором на поверхности слоя образуется пленка, дающая  отлип;
2. засыхание масла, когда наблюдается исчезание отлипа и образование твердой  поверхности;
3. полное сквозное затвердение масляного слоя.

Так. льняное масло, например, подсыхает в 3-6 дней, засы­хает в 60 дней и затвердевает во всей толще слоя в 2 года.

По истечении двух лет от начала затвердевания краски сжатие ее хотя и не достигает еще предела, но становится почти незаметным. Уменьшение в объеме краски за 2 года равняется от 1/20 до 1/4 прежнего объема и даже несколько больше. Краска сжимается тем значи­тельнее, чем больше в нее было введено масла. Происхождение масла имеет в данном случае также большое значение, так как степень сжимания у различных масел, как показал опыт, различна.
При  различных условиях процесс этот то ускоряется, то замедляется.

Опыты показали, что свет, температура, сухость и влажность воздуха оказывают большое влияние на ускорение и замедление высыхания масла, но кроме них имеются и другие факторы, действующие в таком же направлении.

Свет играет весьма важную роль в процессе высыхания ма­сел, причем при отсутствии света высыхание почти приостанавливается. Так, масло, сохнувшее на свету 6 дней, высохло в тем­ноте в 66 дней. Особенно энергично действуют в этом случае прямые солнечные лучи, так как здесь имеет большое значение н теплота их. Действительно, для высыхания масляной окраски на солнечном свету требуется от половины до одной трети того времени, которое необходимо для высыхания ее же в тени. Наи­более активными лучами солнца являются ультрафиолетовые лучи, которые оказывают на ускорение высыхания масел не меньшее действие, чем действие так называемых "сикативов".
При длительном просыхании масляных красок под дей­ствием прямых солнечных лучей масляный слой может по­страдать.
Как велико значение температуры воздуха для высыхания масел, об этом можно судить по следующим данным. Льняное масло при 25-28°С высыхает уже скорее, чем при 15-18°С, со значительным же повышением температуры процесс высыхания особенно ускоряется. Так, по Вегеру, масло, высыхавшее зимой при комнатной температуре в 5-7 дней и летом в 3-4 дня, высыхало при 50°С в темном сушильном шкапу в течение 12 ча­сов, при температуре в 95°С - приблизительно в течение 1 часа, а при 120° - в 30 минут. Масло, содержавшее марганцовый сикатив и высыхавшее при комнатной температуре в течение 14 часов, при 95°С высыхало в 30-40 минут, а при 120°С - в 15-20 минут.

Холод задерживает высыхание масел,  равно как и большой процент  влаги,  содержащейся  в воздухе  (в  дождливое время и в сыром помещении);  нормальная же влажность воздуха благо­приятно отзывается на процессе, так  как  масло одновременно с кислородом поглощает из воздуха и некоторое количество воды, необходимое   для   нормального   хода   высыхания,   действие  которой в процессе высыхания идет рука об руку с действием кис­лорода. Из сказанного следует, что высыхание масла в слишком сухом воздухе хотя и протекает  быстро,  но идет  ненормально, так как в этом случае наблюдается  большая потеря в веществе масла  вследствие образования большого  количества  газообраз­ных продуктов расщепления масла. При высыхании же масла в воздухе, насыщенном водяными парами, получается набухшая пленка с большим  содержанием воды, которая при полном высыхании покрывается трещинами.

К веществам, ускоряющим высыхание масел, принадлежат известного состава краски, а также специальные препараты, именующиеся сикативами, которые содействуют   поглощению  маслом  кислорода. Задерживают и замедляют процесс высыхания главным образом  вода и слизь, содержащиеся  в  маслах, и некоторые эфирные масла, вводимые в жирные масла, так как эти последние сами  нуждаются в кислороде для своего высыхания и таким образом препятствуют поглощению его жирным мас­лом. Кроме того, определенного состава краски также имеют свойство замедлять процесс высыхания. На ускорение и замедление процесса высыхания влияет также я  материал, который покрывается  маслом  или  масляной краской. Так, на поверхно­сти свинца масло и масляная краска сохнут скорее, нежели на друпих металлах, на дереве сохнут медленней, чем на металлах.
Позднейшие изучения растительных жирных масел выяс­нили, что и масла, относящиеся к разряду масел невысыхаю­щих, будучи поставлены в особые условия, также затвердевают. Оливковое масло, например, будучи нанесенным на свинцовую пластинку, получает способность высыхать, на что, однако, требуется несколько месяцев.
Затвердевшее масло, представляющее собой гибкое, эластич­ное вещество, названное линоксином, постепенно (по мере уменьшения в весе и объеме) теряет свою эластичность, вслед­ствие чего старая масляная живопись делается хрупкой и ломкой.
Засохшее масло при полном отвердении нерастворимо в воде, с трудом растворимо в эфире, бензине и других эфирных маслах. Свежезасохшее масло представляет собой не сухое ве­щество, а жидко-твердое. По своему составу и строению оно может частично размываться водой, если краска, с которой масло стерто,  не содействует ее закреплению.
Так теряются масляные покраски на открытом воздухе. Это происходит не только вследствие отхода улетучивающихся продуктов высыхания масла, но также благодаря унесению рас­творимых продуктов  водою.
Затвердевшие пленки масла иногда вновь становятся мягкими и дают отлип. Подобное размягчение слоя после высыха­ния масла наблюдается главным образом у макового, орехового, подсолнечного масел и очень редко у льняного масла. На свету и в сухом воздухе пленки вновь становятся твердыми и теряют от ляп.

Как долго длится процесс высыхания масляных красок с теми весовыми и объемными изменениями, которые наблю­даются при нем, в слоях яйпюписи? Наступает ли в конце кон­цов момент полного его  затишья или же он идет беспрерывно, приводя в коночном результате слой масляной живописи в пол­ное разрушение? Вот вопросы, разрешение которых представляет особый интерес для живописца, так как они непосредственно связаны с вопросом долговечности  масляной  живописи.
Ученые придерживаются этого мнения, а именно, что химические процессы, про­текающие в слоях масляной живописи и ведущие к ее разруше­нию, продолжаются беспрерывно. Совершенно высохшая на вид масляная картина, продол­жает окисляться до тех пор, пока не сделается рассыпчатой.

Позднейшие исследования процесса затвердевания жирных масел не подтверждают, однако, этой теории. Не подтверждает ее и хорошая сохранность многих старинных живописных про­изведений, исполненных на одном масле. Современные иссле­дователи вопроса полагают, что химические лроцессы, происхо­дящие при высыхании в слоях масла и масляных красок, имеют место лишь в периоде затвердевания названных слоев. В даль­нейшем же процессе наблюдаются лишь физические явления. Хрупкость и дряблость слоя живописи является следствием этих физических процессов.
Попутно с затвердеванием масла и изменением его химиче­ского состава наступает помутнение его прозрачного слоя, медленное пожелтение и потемнение, сначала лишь поверхностное, переходящее позднее, через большой промежуток времени, в по­темнение во всей толще масляного слоя. Это изменение цвета масла происходит при различных условиях и различных маслах в различной степени.

Лучшими маслами для живописи считаются льняное, мако­вое и ореховое. Наибольшей популярностью из них пользуются льняное и маковое.

Льняное масло >>
Подсолнечное масло >>
Маковое масло >>
Ореховое масло >>

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг@Mail.ru